При камеральных проверках налоговые очень часто запрашивают не только чеки с самозанятыми, но и акты. Не стоит говорить, как не просто собрать бумажные акты, договоры с плательщиками НПД. Чаще всего они ограничиваются высылкой чека, которого для обоснования расхода и налоговой безопасности недостаточно. ЭДО упрощает эту работу в разы.
Можно воспользоваться привычным Контур. Диадок для выпуска электронно-цифровой подписи самозанятому (далее СЗ). И далее обмениваться документами, как и с другими контрагентами.
А можно использовать специализированные платформы для работы с плательщиками НПД.
1. «Консоль». Простота использования. СЗ регистрируется по ссылке. Выгоден малому и среднему бизнесу. На платформе автоматически оформляются все документы, выпускается электронная подпись, рассчитывается налог и поступают выплаты по реквизитам и картам.
Сервис — официальный партнер ФНС. Поэтому здесь можно зарегистрироваться в качестве самозанятого. Программа автоматически проверяет статус налогоплательщика. Если самозанятый отказался от него или отменил чек, «Консоль» сообщит об этом заказчику.
Через платформу юрлица могут взаимодействовать с исполнителями всех типов — самозанятыми, ИП, оформленными по ГПХ, нерезидентами.
В «Консоли» стоимость состоит из двух частей:
— Оплата лицензии за каждого внештатника — от 300 до 600 ₽ в месяц.
— Комиссия от оплаты исполнителям — от 1 до 2%, зависит от числа исполнителей и их среднего чека.
2. Rocket Work . Сервис также автоматически проверяет статусы заказчика и исполнителя в ФНС, формирует договоры и чеки для декларирования доходов — как в приложении «Мой налог». А еще переводит оплату на карту любого банка и оплачивает налоги.
В этой программе самозанятые могут сами инициировать заключение договора, в котором будут закреплены обязанности сторон и стоимость работ. Документ подписывается цифровыми подписями, которые выпускает Rocket Work. В личном кабинете самозанятый может отмечать этапы исполнения. Их будет видеть и заказчик.
Rocket Work берет оплату за оформленный заказ и его исполнение, регистрация и доступ бесплатные. Платят только заказчики: процент от оборота заказов на платформе, в зависимости от масштаба бизнеса, — от 1 до 4%.
3. «Мои самозанятые» это решение для автоматизации взаимодействия бизнеса с самозанятыми, которое появилось на рынке меньше года назад. Можно работать и СЗ, и компаниям, которые нанимают внештатных сотрудников. Платформа не регистрирует самозанятых, присоединиться к сервису можно, только уже получив этот статус, например, через «Мой налог». Но с ФНС площадка обменивается данными — например, для проверки статуса самозанятого перед заключением договора и каждой оплатой. Также сервис регистрирует доход плательщика налога на профессиональную деятельность, получает и хранит закрывающие документы. Выплаты можно получать на счета и карты.
В марте у платформы появилась новая опция — теперь самозанятые могут подписывать договоры, акты и другие документы от заказчиков в Telegram. Для этого не нужно устанавливать никаких специальных приложений. Комиссия зависит от объема выплат, в среднем это 1-2% от сделки.